Современные автомобили состоят из сотен (даже – тысяч) деталей – разной формы и размеров, изготовленных из различных материалов: металлов, полимеров, стекла, искусственной резины и т.п. При выборе технологии маркировки деталей, производители автомобилей должны учитывать не только форму, размеры и материал, из которого изготовлена деталь, но и особенности самой технологии маркировки, с тем, чтобы получить чёткую и надёжную маркировку без нарушения прочности (надёжности) детали и её потребительских свойств.
Задачи маркировки
При производстве автомобиля или его компонентов (например, двигателя, электроники и т.п.) маркировка деталей решает две задачи:
- внутризаводская прослеживаемость детали – для обеспечения бесперебойной работы компании (логистика, внутренний учёт), исключение ошибок при сборке узлов (соответствие детали спецификации сборки), предотвращения хищений;
- идентификация детали/узла или автомобиля для внешнего потребителя – для защиты от контрафакта, соблюдение требованиям отраслевых, федеральных и международных стандартов производителей/поставщиков автомобилей, их компонентов или отдельных деталей.
Выбор технологии маркировки
Исходя из задач маркировки и особенностей самой детали, производители автомобилей, двигателей (и систем) используют три технологии маркировки: лазерную, ударно-точечную и прочерчивающую (примечание: маркировка самоклеящимися этикетками также может применяться – как оперативная маркировка с очень коротким жизненным циклом).
При этом, для маркировки одного и того же изделия возможно применить не одну, а две, или даже три, упомянутые выше технологии.
Пример 1: блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания можно маркировать как лазерным, так и ударно-точечным маркираторами (фото 1 и 2 – соответственно).
Фото 1. Лазерная маркировка головки блока цилиндров
Фото 2. Ударная маркировка блока цилиндров
Фото 3. Ударная маркировка автомобильного агрегата
Пример 2: кузов, раму и металлические кузовные автомобиля можно маркировать прочерчиванием (см. Маркировка VIN), ударно-точечным и даже лазерным маркираторами.
В то же время, для получения уникальной, надёжной маркировки автомобильных аккумуляторов или покрышек, возможно только применение лазерной технологии маркировки.
Фото 4. Лазерная маркировка аккумулятора
Примеры применения маркировки
МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ И СИСТЕМ
(показаны примеры маркировки некоторых деталей)
Маркировка кузова и элементов |
Маркировка подвески и тормозов |
Маркировка электросистемы |
Маркировка системы выхлопа |
Маркировка топливной системы |
Маркировка системы охлаждения |
Маркировка системы кондиционирования |
Маркировка интерьера |
МАРКИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров; головка блока цилиндров; картер; поршни и поршневые кольца; клапаны; пружины; коромысла; толкатели; крышки клапанов; шатуны; коленчатый вал; распределительный вал; свечи зажигания; шестерни механизма газораспределения; цепь механизма газораспределения; выхлопной коллектор; воздушный фильтр; карбюратор; генератор; система зажигания, провода; металлические трубопроводы, шланги; вентилятор охлаждения двигателя.
МАРКИРОВКА ТРАНСМИССИИ
Сцепление, включающее входной вал нечетных номеров передач; сцепление, включающее входной вал четных номеров передач и реверс; двухмассовый маховик с интегрированным демпфером крутильных колебаний; исполнительный механизм переключения передачи; тяга переключения передачи; водило; межосевой дифференциал с параллельными осями сателлитов и полуосевых шестерен; входной вал с ведущими шестернями передач нечетных номеров; входной вал с ведущими шестернями передач четных номеров и передачи заднего хода; выходной вал; вал привода заднего моста; шестерня привода переднего моста; ведущие и ведомые шестерни передач; маслосборники ; корпус коробки передач; электронный блок управления.
МАРКИРОВКА ДИФФЕРЕНЦИАЛА
Корпус, крышки; шестерни; подшипники; карданный вал; вал полуоси; ступица.
Маркировочное оборудование
Оборудование для лазерной маркировки SIC Marking
Для маркировки рекомендуются стационарные лазерные маркираторы SIC Marking L-BOX и XL-BOX.
Маркировочное окно размером 100 х 100 мм с возможностью расширения до 170 х 170 мм.
Маркиратор L-BOX позволяет маркировать детали высотой до 235 мм, длиной до 500 мм.
Маркиратор XL-BOX позволяет маркировать детали высотой до 370 мм, длиной до 570 мм.
Для маркировки в составе конвейера или для маркировки крупногабаритных деталей рекомендуется интегрируемый лазерный маркиратор SIC Marking I103 L-G.
Маркировочное окно размером 100 х 100 мм с возможностью расширения до 210 х 210 мм.
Интегрируемый лазерный маркиратор I103 L-G предназначен для полной интеграции в промышленные производственные линии. Управление лазерной головой выполняется с помощью контроллера управления (блока световода) или через интерфейс PLC.
Лазерные маркираторы SIC Marking - это надёжные маркировочные машины со сроком службы компонентов до 100 000 часов работы (более 11 лет непрерывной работы!).
Оборудование для ударно-точечной маркировки SIC Marking
Портативные/ручные маркираторы
Предоставляют пользователю мобильность и автономность (при использовании тележки с аккумулятором или маркираторы серии E-mark) в работе.
Все модели отличает надёжная и простая конструкция, эргономичный дизайн, высокие эксплуатационные характеристики и простота использования.
Портативные маркираторы разделены на две серии:
- Коммерческая серия – глубина маркировки металлов до 0,3 мм, упрощённый контроллер управления, количество маркировок в сутки – несколько десятков.
- Промышленная серия – усиленная конструкция, глубина маркировки металлов до 0,9 мм, количество маркировок в сутки – до 300, расширенные возможности контроллера управления.
Коммерческая серия:
- e1-p63c, окно маркировки 60х25 мм.
- e1-p123, окно маркировки 120х40 мм.
- E-mark - автономный (батарейный) маркиратор, окно маркировки 60х25 мм.
- E-mark XL - автономный (батарейный) маркиратор, окно маркировки 120х40 мм.
Промышленная серия:
Стационарные маркираторы
Идеально подходят для маркировки изделий высотой до 250 мм, маркировки цилиндрических изделий массой до 35 кг по окружности и изготовления металлических паспортных табличек.
Промышленная серия:
- e10-c153, окно маркировки 160х100 мм.
- e10-c303, окно маркировки 300х150 мм.
- e10-c153 z-a, с функцией автосенсинга – автоматического определения положения изделия и автоматического перемещения маркировочной головы, окно маркировки 160х100 мм.
Интегрируемые маркираторы
Предназначены для интеграции в автоматизированные производственные линии (конвейеры).
Позволяют маркировать большое количество изделий в сутки.
Все модели отличает конструкция повышенной надёжности и защита внутренних механизмов от повреждений, пыли или влаги с помощью кожуха или металлических защитных шторок, что позволяет минимизировать простои конвейера во время периодического обслуживания маркираторов.
- e10-i53, окно маркировки 50х20 мм.
- e10-i83, окно маркировки 80х70 мм.
- e10-i141, окно маркировки 150х100 мм.
- e10-i113D, для глубокой маркировки, окно маркировки 110х60 мм (для подключения требуется источник сжатого воздуха 6 бар)
SIC Marking производит интегрируемые прочерчивающие маркираторы
Предназначены для интеграции в автоматизированные производственные или ремонтные линии (конвейеры) под управлением АСУТП.
Позволяют маркировать большое количество изделий в сутки.
Для работы прочерчивающих маркираторов SIC Marking требуется электрическая сеть переменного тока 85…260 В / 50…60 Гц, (потребление энергии - 300 Вт) и источник сжатого воздуха с давлением не более 6 бар.
Маркировочная игла надежно и качественно наносит маркировку глубиной до 0,8 мм на изделиях из металлов, твёрдость поверхности которых не превышает 40 HRC. Максимальная твёрдость металла маркируемых изделий – до 62 HRC.
Маркираторы имеют очень надёжную конструкцию, могут работать в условиях достаточно высокой запылённости воздуха в рабочем помещении - металлические защитные шторки надёжно предохраняют механизм перемещения маркировочного модуля от попадания пыли и влаги.